Контрольная работа по языкознанию

Опубликовано
13.08.2021
Обновлено
18.11.2021

Контрольные вопросы – Семинар 1

  1. Объект и предмет языкознания.

Объект языкознания– язык.

Представление о предмете языкознания исторически менялось: в фокусе внимания в разные эпохи оказывались различные стороны языка.

В XIXв.предметом языкознания становятся различные языки в их истории, вырабатывается эволюционный взгляд на язык.

С XX в.языкознание изучает язык

  • как сложную, полифункциональную, постоянно развивающуюся систему,
  • как универсальную, неотъемлемую принадлежность человека.
  1. Основные отличия языка и общения людей от языков и коммуникативной деятельности животных. Что было бы, если бы звуки речи вызывались физиологической необходимостью, т. е. были бы мотивированы биологически?

Для понимания природы человека особенно существенны отличия языка и общения людей от языков и коммуникативной деятельности животных. Основные из этих различий таковы:

  1. Языковое общение людей биологически нерелевантно, т. е. незначимо в биологическом отношении.

С биологической нерелевантностью процесса языкового общения у людей связана такая черта большинства языковых знаков, как немотивированность формы знака по отношению к его содержанию.

Наличие немотивированных знаков — ценное качество семиотической системы. Чем больше в некоторой семиотике немотивированных знаков, тем выше коммуникативные возможности такой системы, В самом деле, мотивированность означает взаимную обусловленность формы и содержания знака, их ограниченность друг другом. Немотивированность же оставляет границы содержания знака открытыми, позволяет ему меняться независимо от формы знака. Если бы звуки речи вызывались физиологической необходимостью, т. е. были бы мотивированы биологически, то содержание речи не могло бы выйти за пределы информации о биологическом состоянии особи. Характерна в этой связи бедность и расплывчатость семантики междометий, генетически связанных с непроизвольными звуковыми реакциями человека. Ср. также содержательную ограниченность любой семиотики, основанной на подобии формы и содержания: необходимость подобия делает невозможной знаковую передачу многих сущностей, не обладающих чувственно-наглядной выраженностью.

Биологическая нерелевантность звучащей речи позволила людям выработать вторичные средства кодирования языковой информации — такие, как письмо, азбука Морзе, морская флажковая азбука, рельефно-точечный алфавит для письма и чтения слепых Брайля и т. п., что повышает возможности и надежность языковой коммуникации.

  1. Языковое общение людей, в отличие от коммуникации животных, тесно связано с познавательными процессами. У животных ориентировочные (познавательные) процессы отделены от тех механизмов и органов, с помощью которых порождаются знаки-сообщения в коммуникации животных (пение птиц, ультразвуки рыб, крики обезьян, рычание, лай, вой, мычание, клекот, шипение, брачные игры, позы покорности, угрожающие позы и т. п.). Иная картина наблюдается в познавательной деятельности человека. Уже восприятие, т. е. одна из первых ступеней чувственного познания, у человека опосредовано языком: «…язык является как бы своеобразной призмой, через которую человек «видит» действительность… проецируя на нее при помощи языка опыт общественной практики».
  2. Языковое общение людей, в отличие от коммуникативного поведения животных, характеризуется исключительным богатством содержания.
  3. С содержательным богатством человеческого языка (в сопоставлении с системами связи животных) связан ряд особенностей в его строении. Главное структурное отличие языка людей от языков животных состоит в его уровневом строении: из звуков складываются части слова (морфемы), из морфем — слова, из слов — предложения. Это делает речь людей членораздельной, а язык — содержательно емкой и вместе с тем компактной семиотикой. Благодаря возможности по-разному сочетать слова язык предоставляет людям неисчерпаемые ресурсы для выражения новых смыслов.
  4. Научно-отраслевая структура ВНЕШНЕЙ и ВНУТРЕННЕЙ лингвистики. Перечислите отрасли языкознания и предмет их изучения. С чем совпадают эти термины?

Артур Семенович Викторов

Автор

Артур Семенович Викторов (37 лет). Москва. Образование - МГУ им. Ломоносова. Автор, Эесперт в области математики, физики и международного права