Лабораторные работы: указания мотодички

Опубликовано
07.12.2021
Обновлено
11.12.2021

Практика в лабораториях – эффективный метод проверки знаний в высших учебных заведениях. Специфика практикумов зависит от дисциплины. Их главные задачи – научить студентов применять теоретические знания на деле, привить им тягу к научным исследованиям, умение обращаться с оборудованием и реактивами.

лаба указания

В ходе лабораторных работ учащиеся могут:

  •       овладеть техникой безопасного и эффективного выполнения эксперимента;
  •       получить наглядное представление о рассматриваемых в теории процессах и явлениях;
  •       научиться наблюдать, оценивать полученные результаты и делать грамотные выводы;
  •       обрести необходимые навыки в решении поставленных задач и выполнении расчетов.

Алгоритм проведения подобных занятий диктуют методические указания к лабораторным работам. Также в методичках указывают, как оформлять отчет и в каком виде сдавать обработанный материал.

Учтите! Не стоит путать школьные лабораторные со студенческими. Первые выполняются под пристальным присмотром учителя со всеми вытекающими подсказками и прочими послаблениями. Вторые почти полностью ложатся на плечи учащегося и требуют от него максимальной отдачи, которая в итоге будет оценена и может стать поводом для допуска или недопуска к сессии.

 Требования к подготовке и проведению

Указания к лабораторным работам определяют не только порядок их проведения, но и условия организации такого занятия.

При подготовке:

  •       изучаются требования рабочей программы по предмету;
  •       определяются цели и задачи практикума;
  •       создается план его осуществления;
  •       разрабатываются инструкционные карты;
  •       моделируется само занятие;
  •       проверяется помещение, рабочие места, оборудование и оснащение.

Методические указания к лабораторным работам учитывают также содержание практикума.

Проводится он в три этапа:

  1. Вводный этап включает выполнение входного контроля по подготовке студентов и грамотный инструктаж по технике безопасности и охране труда.
  2. Основная часть предполагает осуществление самих исследований с учетом текущего инструктажа, повторных показов и разъяснений (при необходимости).
  3. Заключительный этап подразумевает составление и оформление отчета, организацию завершающего инструктажа.

Методичка по лабораторным работам по физике и любым другим дисциплинам выдается на кафедре или самим преподавателем.

лаба указанияя

Формы организации практикумов

Выбор организационных форм зависит от количества студентов в группе, объема изучаемой темы и содержания программного материала. Не меньшую роль играет вместительность лаборатории, наличие достаточного числа оборудования и реактивов. Рассмотрим основные тактики осуществления ЛР.

Форма проведения Что предполагает Плюсы Минусы
Фронтальная Одновременное выполнение поставленных заданий студентами всей группы Обеспечивает глубокое усвоение учебного материала и высокий методический уровень исследований Требует большого количества однотипного оборудования, много свободного места, реактивов и элементов наглядности, например, информационных стендов
По циклам Проведение экспериментов небольшими командами по 4-5 человек Пристальное внимание преподавателей к каждой группе участников, возможность чередоваться, соблюдая образовательную программу Сложность организации процесса, необходимость создания комфортных условий для каждой команды
Индивидуальная Выполнение каждым студентом персонального задания по программе в определенной последовательности по графику Возможность работать одновременно над несколькими темами, расширение тематики и хорошее подспорье для научных исследований по разным вопросам Необходимы большие возможности по лабораторной базе от вуза
Смешанная или комбинированная Объединение сразу нескольких форм в рамках одной пары или изучения одной темы Эффективность, отсутствие ограничений для саморазвития студентов Сложность организации и все минусы, свойственные предыдущим формам

Фронтальная тактика наиболее востребована для студентов-первокурсников. По мере их научного взросления и наработки достаточного объема теории постепенно переходят к занятиям по циклам и индивидуально. Для каждой разновидности предусмотрены свои методические указания. Чтобы делать все правильно и не допускать ошибок, перед каждым таким занятием, как лабораторная работа методичка должна изучаться вами заранее.

Андрей Викторович

Автор

Андрей Викторович (41 год). Образование БГТУ им. В.Г. Шухова. Автор на сервисе для помощи студентам в написании научных работ. Специалист в гуманитарных науках. Степень в экономическом деле. Автор статей " Финансовые санкции: влияние на потоки капитала и экономический рост РФ" "Пенсионная политика и старение населения"